Больше года понадобилось Valve Software, чтобы представить на суд общественности вторую часть покромсанного на мелкие кусочки сиквела к Half-Life 2 - Episode Two. Неоднократно сдвигая сроки, разработчики оправдывались, мол, не одну игру делаем, а сразу несколько - обождите, будет вам счастье. Плюхнувшийся на прошлой неделе на полки бандл и в самом деле оказался раздутым до невозможности. Что примечательно, российская локализация поспела вовремя и ничем не отличается от западного аналога, за исключением адекватного (по большей части) перевода на язык Пушкина всего контента.
В коллекцию, озаглавленную "The Orange Box", попали: Half-Life 2, Episode One, Episode Two, Team Fortress 2 и Portal. Все содержимое уместилось на двух DVD-болванках, к которым прилагается бонусный диск с саундтреком и двусторонний плакат среднего размера. Для активации продукта понадобится соединение с Интернетом, откуда свежеустановленный Steam тут же начинает выкачивать пухлые пакеты обновлений - владельцы тонких каналов успеют выкушать не один самовар чая. Если нет желания приобретать весь товар скопом, то можно оплатить и скачать все по отдельности с того же Steam, а вот любителям коробочных вариантов пока что предлагают только "all inclusive".
Честно говоря, каждая из трех новинок заслуживает собственного разбирательства, а, во-вторых, валить все в одну кучу не совсем правильно, поэтому вы не встретите в этом обзоре подробностей о любопытной головоломке Portal или мультяшном мультиплеерном шутере-долгострое Team Fortress 2. Они, разумеется, последуют в самое ближайшее время, а пока вернемся лучше в поезд, на котором Гордон Фриман улепетывал из City-17...
Все в сад
Состав с непотопляемым ученым уехал очень недалеко, рухнув с моста в небольшой водоем. Выбраться из забаррикадированного вагона помогает невесть откуда появившаяся Алекс Ванс, которая и вручает первое оружие - гравипушку. Вдалеке виднеется то, что осталось от Цитадели - зубастые обломки, над которыми вертит синим хвостом гигантский торнадо, рисуя на небосводе гигантскую воронку. Дальше путь сладкой парочки пролегает до ближайшего передатчика, который позволяет связаться со штабом сопротивления. Подготовленная Джудит и выкачанная Алекс информация крайне важна, ибо содержит коды ворот между мирами - яйцеголовые планируют запустить ракету со спутником, который при помощи полученных данных должен закрыть зарождающийся над городом мега-портал раз и навсегда. Осталось дело за малым - добраться до базового лагеря с романтическим названием "Белая роща", где дожидаются д-р Кляйнер, Али и д-р Магнуссон, и вручить им дискету. Не ждите неожиданных поворотов сторилайна - не считая непредвиденных стычек с иноземцами здесь все линейно и предсказуемо дальше некуда. Сплошное "дежа вю" с редкими вкраплениями белых пятен. Напомнит о себе славный "песик", разок появится для приличия G-man, попросив сделать то, что мы и так делаем - спешить на базу. А дальше - продолжение, как говорится, следует...
И следует оно на север, к научному кораблю "Борей", где проводились опыты, аналогичные тем, что заварили кашу в Black Mesa. Напоследок разработчикам хватило смелости даже "вывести из игры" одного из ключевых персонажей (не спешите так расстраиваться, учитывая целительские способности вортигонов, все может оказаться и не так уж плачевно, хотя уверенности, конечно, нет). Видимо, утрату призван компенсировать появившийся новый тип из числа союзников - доктор Магнуссон (идея с ракетой - его заслуга). Резкий бюрократ с внешностью генсека и замашками генерала постоянно кричит и вечно всем недоволен, зато умеет остро и к месту шутить. А это дорогого стоит.
Плавали, знаем
Путешествие растянуто на 7 непродолжительных эпизодов (в оригинале их было 14, а в первом эпизоде даже чуть меньше - 5), который отнимают от жизни примерно пять часов. После прохождения главы можно открыть ее же, но с авторскими комментариями - вспоминайте "Риддика", Lost Coast или Episode 1. За отмеренное время мы успеваем спуститься в норы муравьиных львов в поисках лечебного экстракта для смертельно раненой Алекс и покрошить в капусту не один табун жуков, чудом вырваться (притом дважды) из убийственных объятий "гусеницы-советника", столкнуться нос к носу с новой опасностью в виде "охотников" (шустрый трехногий пришелец), забросать вертолет его же минами, покататься на новой авто-развалюхе (Алекс усядется рядом) и отразить массированную атаку страйдеров на лесопилке рядом с пусковой шахтой. Геймплей привычен, не спешит баловать новациями и потому навевает скуку, особенно поначалу. Прежнее оружие, прежние твари, прежние ощущения.
Пробежка по опушке между скал, перестрелка близ домиков, подземные катакомбы с их извечными лифтами и притаившимися на потолке щупальцами, стайка зомби с хедкрабами, горстка комбайнов, снова чеканим шаг рядом с елками, над которыми нависают хмурые тучки... Война на открытых пространствах, говорите? Полноте, вот в Battlefield - открытые пространства, а тут фактически те же "коридоры", только на открытом воздухе с холмами и скалами вместо стен. Даже несколько головоломок на сообразительность и "физику" (приоткрыть дверцу и вышвырнуть энергетический шарик подальше от генератора; нагрузить лифт, чтобы поднимался еле-еле, и мы успели на него взгромоздиться; уравновесить автомобильный мост...) не выправляют ситуацию. Опять же, встречали и куда как поинтереснее.
Гвоздь сезона
Новый жук, плюющийся кислотой? Один выстрел из дробовика - и на пол валится груда склизких костей. Королевские жуки, околачивающиеся рядом с устройствами для создания вибрации? Чуток посложнее, после окончания боезапаса приходится швыряться подручными запчастями, но тоже не ахти какое противостояние. Охотники? Уже совсем другой разговор. И в самом деле, противник получился - хоть куда. Юркие треножники могут преследовать где угодно и скрыться от них практически невозможно, при близком соседстве обожают "бортануть", отправив в свободный полет на добрый десяток метров. Кроме того, пуляются своеобразными дротиками, которые летят по извилистым траекториям (думаете спрятаться за углом? - ну-ну...), впиваются в стены и через пару мгновений взрываются. А теперь представьте, что за вами охотится сразу несколько подобных тварей?
Но изюминка Episode Two - бесспорно, атака страйдеров, происходящая практически под самый занавес. Если чудовища прорвутся, всем планам крышка, приходится стоять до последнего. Старина Магнуссон разработал особые бомбочки, которые нужно швырнуть в сторону трехногого великана, к кумполу которого они прилипают, а потом подорвать метким выстрелом из любого оружия. Возня с мозгами на ходулях действительно - лучшая часть шоу! Во-первых, страйдер огрызается кусачим пулеметным огнем, во-вторых, он никогда не появляется один, а бредет в окружении охотников, которые умеют играючи "отцеплять" взрывчатку, и, в-третьих, страйдеров тоже много... Могут появляться по три штуки за раз, а отступать некуда - позади база.
Остатки былой роскоши
В 2004-м году Half-Life 2 не зря получил массу наград и был признан многими изданиями лучшей игрой года, обскакав Far Cry и Doom 3. Передовые технологии графического "мотора" Source, затягивающая история, искрометное действо...
Прошло три года и нынешние некст-ген блокбастеры выглядят совсем иначе. А Episode Two, ничуть не стесняясь, демонстрирует практически ту же самую картинку. Пусть и подверженную легкому фейс-лифтингу, облагороженную поддержкой шейдеров 3.0, улучшенным освещением HDR и т.п. Обещали траву, и где она? Смех - не трава. В общем, смотрится второй эпизод, по нынешним меркам, дай бог, "на четверочку", да и то не всегда. Грустно.
Звук упрекнуть особенно не в чем, фирма марку держит.
Качество локализации вполне приемлемое, разве что в некоторых местах говоруны глотают слова, а в финальной сценке Алекс зачем-то неожиданно переходит на английский.
Если сравнивать Episode Two с нынешними лидерами жанра, то бедолага проиграет вчистую: графика средняя, интеллект не блещет, разрушаемость никакая. А ведь все равно продолжает "цеплять". Ведь так хочется докрутить до конца историю. Хотя... если эта "мыльная опера" протянет еще пару лет на том же инструментарии, то ее заключительную серию не сможет спасти ни один Гордон Фриман.